Выбор колесных дисков по модели автомобиля

Какие колесные диски хороши, а какие нет? Какие колесные диски можно поставить на автомобиль, а какие не получится? Эти  вопросы часто задают автолюбители и в Интернете, и «в жизни», и в советчиках, как водится, недостатка нет. Ведь помочь «добрым словом» свойственно человеческой натуре. Вот люди и бросаются на выручку, рассказывая про то, какое классное и недорогое «литьё» они купили, и как оно, это «литьё», нормально влезло в колесные арки. Но, к сожалению, мало кто из советчиков знает, что имеются совершенно объективные параметры, по которым выбираются колесные диски для каждой конкретной модели автомобиля. Вот о них, и еще кое о чем,  я и расскажу.

Параметры колесных дисков

Колесные диски имеют несколько параметров, описывающих их геометрические и монтажные размеры:

  • Диаметр колесного диска (см. А). Фактически, это монтажный диаметр покрышки , которая подлежит монтажу на этот диск, выраженный в дюймах. Например, 15 – диаметр 15 дюймов. И на этот диск монтируется покрышка аналогичного размера
  • Ширина обода колесного диска (см. Б). Данный размер тоже указывается в дюймах. Например, 7 – ширина обода равна 7 дюймов. А может быть и такое обозначение: 6 ½ . Понятно, что ширина обода составляет 6.5 дюймов.
  • Вылет колесного диска (ET). Это расстояние в миллиметрах между привалочной плоскостью диска (плоскостью, которая прилегает к ступице при монтаже) и плоскостью симметрии диска. Если в документации на диск указано (или на нем самом отштамповано) – ET49, то это говорит о том, что вылет диска равен 49 мм. ET может быть как положительным значением (как на рисунке, и как на большинстве легковых автомобилей), так и отрицательным (грузовые автомобили и некоторые тяжелые внедорожники).
  • Диаметр центрального отверстия (DIA). Данный размер указывается в миллиметрах и должен строго соответствовать монтажному размеру на ступице колеса автомобиля! В противном случае, колесный диск будет держаться только на болтах (шпильках), и прочность такого соединения очень невысока. Колесо на серьезной колдобине может отвалиться.
  • Диаметр расположения крепежных отверстий (PCD). Это диаметр окружности, проведенной через центры крепежных отверстий на колесном диске, указываемый в миллиметрах.
  • Количество крепежных отверстий. Здесь все понятно: три, четыре, пять отверстий, и так далее.

Выбор колесных дисков по параметрам

Когда инженеры любого из концернов проектируют новую модель автомобиля, они выбирают параметры колесных дисков для нее не «от балды». Они выбирают их исходя из целого ряда требований по грузоподъемности и пассажировместимости, комфорту и ходовым качествам, долговечности, надежности и безопасности автомобиля. Поэтому следующее предложение я напишу большими буквами, потому что это очень важно:

ПАРАМЕТРЫ (РАЗМЕРЫ) КОЛЕСНЫХ ДИСКОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО УСТАНАВЛИВАТЬ НА АВТОМОБИЛЬ, УКАЗЫВАЮТСЯ В ДОКУМЕНТАЦИИ ЕГО ЗАВОДА-ИЗГОТОВИТЕЛЯ!!!

Поэтому различных мнений о том, какие колесные диски «лезут» в колесные арки, а какие нет, быть не может. Есть те колесные диски, которые изготовитель автомобиля ДОПУСКАЕТ применять на конкретную модель авто, и все остальные, которые можно разве что повесить на стенку гаража. Ну, как вариант, продать тем автовладельцам, чьим машинам эти диски действительно подходят.

Почему все так сурово, проиллюстрирую примерами:

  • Если радиус колесного диска больше допустимого, то из-за не положенной для этой модели авто низкопрофильной резины придется выбросить на свалку колесные подшипники, шаровые опоры и опоры амортизаторов гораздо раньше, чем хотелось бы. Причина – вибрационные нагрузки, которые при таком раскладе окажутся гораздо выше расчетных.
  • Если ширина обода колесного диска больше, чем положено, то возрастают нагрузки на рулевое управление и рулевой механизм, век тяг и наконечников рулевых тяг будет недолгим. А еще один плюс со знаком минус – ходовые качества и адекватность отклика автомобиля на действия рулевым колесом пострадают.
  • Если вылет колесного диска не соответствует требованиям изготовителя авто, то, в зависимости от того, больше или меньше требуемого будет ET, машина станет или чрезмерно устойчивой, и будет труднее совершать маневры,  или наоборот, станет излишне нервной, будет бросаться из стороны в сторону в ответ на малейшие неровности и движения рулевым колесом. И нагрузки на ходовую часть тоже изменятся не в лучшую сторону.


И все это, заметьте, при том, что и в арки колесные диск поместится, и ничего задевать там не будет.

Документацией, в которой для потребителя указаны РАЗРЕШЕННЫЕ типоразмеры колесных дисков, является «Руководство по эксплуатации» (РЭ), и, конечно же, все эти сведения есть и у нас, дилеров автомобильных концернов. Если у вас нет РЭ – обратитесь к нам, и мы вам все о колесных дисках расскажем. За всех дилеров Беларуси я поручиться не могу, но то что мы, в «Атлант-М», не кусаемся, за спрос денег не берем и поможем с информацией – за это поручусь.

«Литьё» или «штамповка». Какие колесные диски лучше?


Главным аргументом в пользу легкосплавных, или «литых», как их кличут в народе, колесных дисков является красота. Да, действительно, есть такие модели «литья», которые буквально преображают автомобиль, делают его намного красивее. Есть, кстати, и «побочный» положительный эффект от легкосплавного диска: качественные диски на 10-15% легче, по сравнению со стальными, штампованными. Это способствует снижению неподрессоренных масс, повышает комфорт и даже способствует улучшению разгонной динамики и топливной экономичности! А если установить не литые, по технологии производства, легкосплавные диски, а кованные, то они еще легче, и эффект ещё заметней! Тем более, что кованные гораздо прочнее литых.

Казалось бы, ура, все на «литьё» и на «ковку»! Но не все так однозначно. Во-первых, потому что качественные легкосплавные колесные диски весьма недешевы. Особенно кованые диски, потому что данная технология существенно дороже литья. Во-вторых – характеристики прочности и стойкости к деформации, например, при ударах (о бордюр, или ещё что-нибудь подобное). Там, где стальная «штамповка» от удара погнется, литой легкосплавный диск треснет, или же расколется. Что же касается кованого диска, то его прочность огромна! Но есть такой нюанс: когда стальной штампованный диск гнется, он берет на себя часть ударной нагрузки. Кованный не погнется. Он весь удар «добросовестно» передаст подвеске и кузову автомобиля. И не факт, что дешевле отремонтировать подвеску, чем заменить диск. Есть еще и «в-третьих». Зима, песок и хим-реагенты ото льда, которые высыпаются и выливаются на дороги. Алюминиевые сплавы, из которых изготавливаются такие красивые  колесные диски, очень не любят всей этой «бодяги», а «шатмповке» - хоть бы хны. Конечно, легкосплавные диски покрываются защитными покрытиями и прочным лаком, но камешки-песок и перепады температуры их не щадят.

Каков выход? Он очень прост: на зиму поставьте стальные штампованные диски, подобрав и купив меньшие по размеру из перечня допустимых. Более узкий и высокий протектор покрышки, которая монтируется на такие диски, сослужит вам зимой хорошую службу. И неровности будут мягче «глотаться», и машина не будет скользить по льду и снегу, как на лыжах. А легкие сплавы будут хороши летом! Уйдет зима, станет тепло, вот и настанет их время. И мы поможем вам и подобрать правильные размеры, и качественные колесные диски, будь-то штампованные, будь-то легкосплавные, и установить их на автомобиль с покрышками. И с покрышками хорошими поможем.